Сухопутные путешествия в мире фэнтези (Часть 2)

Как правильно отправить героя странствовать, чтобы он не сыграл в ящик на первом же переходе.

Часть 2.

Редкая книга в жанре фэнтези обходится без путешествий. Дорога — лучший способ показать мир, раскрыть характеры героев, окунуть их с головой в приключения.

В мире фэнтези герои могут добраться из пункта А в пункт Б на орлах/драконах/телепортом, но куда приятнее послать их избавляться от магических цацек/искать магические цацки/спасать принцессу от дракона/дракона от принцессы пешим ходом.

Автор подсовывает героям подробные карты, стелит под ноги удобную дорогу, припасы укладывает в маленькую заплечную котомку (чтобы герои не походили на вьючных животных со всем нужным в пути барахлом), приводит путников на постоялые дворы, чтобы дать им выпить кружечку пива и послушать сплетни (а заодно заполучить пару квестов), сталкивает с дружелюбными аборигенами и незадачливыми разбойниками.

Не путешествие, а увеселительная прогулка.

Сказка сказкой, но немного достоверности не повредит. Важно помнить: если в вашем мире еще не изобрели поезда и автомобили, путешествие будет делом сложным и опасным, особенно если герои странствуют по суше. В древности логистика таких мероприятий сильно отличалась от всего, к чему мы привыкли.

Вольный перевод статьи Land Travel Before Engines

Путешественники редко использовали карты

Когда путешественники (например, купцы) не жалели денег или сбивались в большой отряд (обоз, караван) и делили расходы, они нанимали проводника — местного жителя, который хорошо ориентировался на местности по известным приметам. Если проводника найти не удавалось, могли использовать карты.

Однако если вы решили вручить вашим героям карту, хорошенько подумайте, насколько легко ее достать в вашем мире. Учитывайте уровень развития технологий, и вот почему: в древности изготовление карт было нелегким делом. По суше путешествовали редко. Люди мало что знали о землях за пределами их тесного мирка. Картография — сложная наука, для которой требуется не только обширное знание местности, но и владение точными способами измерения направления и расстояния. Даже когда в ходу были точные карты, стоили они немало, особенно в период, когда печатные станки не использовались повсеместно.

Без карт приходилось полагаться на полученные указания. Проводник знал местные ориентиры, определял направление по солнцу днем и по Полярной звезде ночью. Учитывали и направление ветра; когда приходилось идти через снега или пески, обращали внимание на форму барханов или сугробов. Если заметных ориентиров не было, проводник прикидывал направление и пройденное за день расстояние. Этот метод называется “навигационным счислением пути” и особой точностью не отличается.

Нужные вещи для путешествий

Как бедные, так и богатые путешественники запасались для длительных поездок нужным снаряжением. Инструменты из дерева приобретали, только если других вариантов не было — дерево легко гниет и ломается. Обычно доставали вещи из металла и кожи.

Итак, что может потребоваться вашим героям в путешествии?

Режущие инструменты: как минимум нож. И вовсе не для поножовщины с врагами, а для бытовых нужд — нарезать мясо, раскроить шкуру. Если ваши герои идут лесом, им понадобится топор или небольшая пила, чтобы заготовить дрова или соорудить убежище.

Посуда: как минимум котелок для приготовления пищи, а также кружка и ложка для каждого человека. Можно дать героям тарелки и отдельные чашки и миски. Вероятно, им потребуется чайник — приготовить горячий напиток или прокипятить воду из ручья. Американские переселенцы выпекали в пути хлеб на костре и для этого запасались специальными мисками для теста.

Кусок непромокаемой ткани: если в пути ожидается дождь, вашим героям нужно как-то защититься от сырости. Для этой цели использовали пропитанный воском холст, полотна, изготовленные из каучука или гуттаперчи, или брезент. При помощи этих средств можно не только спастись от дождя, но и собрать воду.

Емкости для воды: путешественникам понадобятся кожаные бурдюки или выдолбленные тыквы, а также ведро для сбора воды на привале.

Спички или простое огниво: в пути можно собирать березовую кору, чтобы легче развести огонь в трудных условиях.

Все для ремонта: запчасти для фургона или повозки, которые могут сломаться, кусок кожи и шило, чтобы чинить седла и ремни, иголки и нитки и заплатки для ремонта одежды.

Лекарства: все, что используется для лечения в вашем мире (если магов-хилеров нету в партии).

Шатры и палатки: если ваши персонажи устанавливают шатры, понадобится не только специальный кусок ткани, но также веревка, молоток и колья. На веревках также можно подвешивать съестные припасы, чтобы до них не добрались дикие звери.

Веревка. Просто вставлю цитату из «Властелина колец»:

«— Меня там смыло бы вниз, — заметил Фродо. — Какое счастье, что у тебя оказалась веревка!

— Надо было раньше о ней подумать, — проворчал Сэм. — Помните, как нам в лодку положили веревку, когда мы отправлялись, еще там, в эльфийской стране? Я спрятал моток в свой мешок. Мне кажется, это было годы назад. «Она поможет во многих нуждах» — так он сказал… Халдир или кто-то другой из эльфов. И сказал правду.»

Сэм Гэмджи знал толк в подготовке к путешествиям!

Путешественникам также приходилось запасаться одеждой с учетом местной моды и погоды, а также снаряжением для животных определенного вида. В холодную и влажную погоду одежда из хлопка никуда не годится, а вот шерсть или меха — самое то. Для длительных странствий путешественникам нужно несколько комплектов, потому что одежда изнашивается, особенно те ее части, которые протирают седло.

Многие путешественники гибли от жажды и голода

Обеспечить правильное питание в путешествии непросто по нескольким причинам. Во-первых, неопытные путешественники не всегда понимали, что людям нужно больше еды, когда они идут целый день, а не сидят на одном месте, как дома. Некоторые путешественники рассчитывали добывать еду в пути, но у них ничего не получалось. А еще припасы могли быстро испортится в жаркие дни, или на стоянке до них могли добраться дикие звери.

Набор продуктов питания зависит от культуры вашего книжного мира и от того, как часто путешественникам доведется пополнить запасы. Лучше всего подходит сухой паек, потому что он мало весит и не занимает много места.

Сухие ингредиенты можно бросить в суп. Идеально для этой цели подходят рис и макаронные изделия, но и другие продукты питания можно заготовить правильным способом, чтобы они не портились долгое время. Мясо коптили, масло вытапливали. Американские поселенцы спрессовывали овощи и сушили на медленном огне. Готовый твердый ком размером с половину кулака тушили и получали овощное блюдо на четверых.

Купцы заранее договаривались с поставщиками в деревнях вдоль дороги, и могли постоянно покупать и есть свежие продукты. Караваны верблюдов на Шелковом пути везли макароны и рис, а в пути оставалось закупать финики и овощи.

Как же путешественники сохраняли продукты свежими? Очень просто: помещали в тень, например, под фургон, или хранили в плотной тканевой сумке, намочив ее водой.

Если путь шел не по пустыне, путешественники обычно рассчитывали найти источники воды в дороге. Иногда попадались колодцы, но в противном случае воду приходилось поискать.

Как же они это делали?

Копали. Например, в ложе пересохшего потока или там, почва была влажной и росли влаголюбивые растения.

Находили высохшие русла, а затем шли вверх, надеясь наткнуться на источник.

После ливня спускались на низменное место.

Отыскивали тропы животных или смотрели, куда летят птицы. Например оленям необходимо пить каждый день, поэтому им приходится пастись рядом с источниками.

Собирали росу — проводили куском ткани по траве, а затем выжимали.

Собирали воду, снег, лед (конечно, лед и снег сначала нужно растопить).

Искали и ели сочные фрукты и овощи.

В древние, экологически чистые времена росу и дождевую воду можно было пить. А вот в воде, взятой у берега, воде из стоячих водоемов и протоков, которые люди использовали выше по течению, содержались болезнетворные микробы. Некоторые вызываемые ими заболевания — скажем, холера — убивали людей за несколько часов.

Вода из других источников, например, ручьев вдали от поселений, или из середины озера, тоже была небезопасной. Это значит, что вашим героям придется как-то обработать воду, чтобы спокойно напиться и потом не слечь с больным животом.

Воду из сомнительных источников следует прокипятить, затем процедить через ткань. Нет ткани — пусть ваши герои возьмут мох или траву. Самый лучший фильтр — древесный уголь. После него вода станет не только чище, но лучше на вкус.

Чтобы иметь в пути достаточно пищи и воды, нужно выбрать для путешествия правильное время года. Большинство дикорастущих фруктов и овощей можно собирать только в определенное время. В районах с умеренным климатом не рекомендуется пускаться в путь ранней весной. Если героям наплевать на это предупреждение, им придется с огромным трудом преодолевать реки, которые вышли из берегов. С другой стороны, если они пойдут бродить по свету поздним летом, часть рек высохнет и герои останутся без воды.

Путешественники часто ночевали под открытым небом

PTpIiIAF1FYNOQpy8Emrd-8fWOZuYepeuH2Vxww_lrlnaEK9XUv1wHzDYVqx5T0P7E5uECl51215mLNRgKuPSrwt1PIXITDehSLXQIxOAQwsozwyMsc8V0ZofTc7wJFECIfgbvto

Когда путь шел по малонаселенной местности, странникам приходилось разбивать на ночь лагерь. При выборе места для ночевки следовало учитывать ряд факторов.

Безопасность. Многие места таили опасность: кто-то мог украсть товары или угнать животных, или просто сильно их испугать. В таком случае выбирали места рядом с рекой или склоном, которые служили защитой. Густых зарослей избегали, потому что там могли скрываться враги.

Укрытие: важно укрыться от ветра, особенно если назревает шторм. Если место стоянки не защищено со всех сторон, ветер может унести разные вещи, а людей будет поливать дождь, засыпать снегом или песком.

Однако, если погода хорошая, а рядом расположены озера или болота, некоторый ветер желателен, чтобы отгонять мошкару. Кроме того, слабый ветер помогает поддерживать горение костра, не задувая угли. Если ветра в основном дуют с запада, лучше героям разбивать лагерь на северной или южной стороне озера или равнины — тогда их будет обдувать приятный умеренный ветерок.

Удобства: на стоянке нужен источник воды, корм для животных и топливо для огня. Если бы дров не было, путешественники жгли навоз, которым их, к счастью, снабжали верховые и вьючные животные.

Кочевые народы всегда таскали с собой юрты или вигвамы, но приверженцы оседлого образа жизни далеко не всегда запасались для путешествия палатками. Если погода была хорошей, они просто спали на открытом воздухе, в прохладную пору рядом с костром. В случае плохой погоды опытные путешественники строили временные укрытия.

Как именно они это делали — зависело от ландшафта. Рыли окопы в песке, наваливали камни, утрамбовывали снег или срезали большие ветви с деревьев. В дождливую погоду для укрытия был нужен большой отрез водонепроницаемой ткани. В самом простом случае его можно растянуть под наклоном, соорудив укрытие от ветра. Его также можно натянуть на простой каркас из пары палок — получится примитивная палатка. При сильном ветре такую палатку привязывали к деревьям или кольям, вбитым в землю.

Какие опасности подстерегали путешественников?

В пути многое может случиться, и последствия таких случайностей бывали довольно печальными. Простейшая задержка может привести к тому, что у путешественников закончится еда или местность станет непроходимой. Вот некоторые проблемы, с которыми ваши герои могут столкнуться в своем путешествии.

Ландшафт. Путешественникам часто приходилось пересекать реки, и эта операция могла стоить им имущества или даже жизни, особенно если река разливалась. Горные перевалы бывают очень опасными в плохую погоду. Люди и животные могли угодить в болото или яму, полную грязи. Дороги, по которым герои рассчитывали без проблем добраться куда надо, оказывались засыпанными песком или вовсе разрушенными, и тогда приходилось разгружать фургоны и тащить груз по земле, минуя все препятствия.

Другие люди. Путешественников могли остановить бандиты, местные жители, которые вели себя как бандиты, сборщики дорожной пошлины (еще одна разновидность бандитов), а также всякий прочий люд, решивший, что путешественники выглядят подозрительно и не стоит позволять им продолжить путь.

Область, по которой двигаются герои, может быть вовлечена в крупномасштабный конфликт, а герои могут случайно оказаться не в том месте в неподходящее время.

Животные. Опасные животные могли напасть на одиноких путешественников, но чаще всего довольствовались кражей съестных припасов. Также путник мог наткнуться на гнездо пчел или наступить на ядовитую змею. Вьючные животные могли испугаться, понести и скрыться со всеми припасами.

Болезни. Путешественники могли заболеть, если пили сырую воду из непроверенных источников. Даже в городах пить вино было безопаснее, чем воду. Путешественники могли заразиться от аборигенов новыми для них болезнями. Животные тоже могли заболеть и пасть, и тогда тащить повозки или фургоны было некому.

Погода. Путешественникам, возможно, придется столкнуться с метелями, песчаными бурями или даже с лесными пожарами. Кое-где (например, в пустынях) жаркая погода днем сменяется ночными заморозками, и из-за таких резких перепадов температуры снаряжение путешественников покрывалось трещинами и быстро портилось. Путешественникам, возможно, придется прикрывать лица от пылевых бурь, или посыпать лед песком, чтобы не поскользнуться и, к примеру, не сорваться в пропасть.

Из-за всех этих опасностей люди и животные часто умирали. Иногда оставшиеся путешественники даже не могли остановиться, чтобы позаботиться о пострадавших или, увы, устроить достойные похороны: промедление могло иметь печальные последствия. Больных или загнанных животных оставляли умирать. От тел погибших людей избавлялись как можно быстрее.

Итак, путешествия по суше до появления автомобилей и поездов были делом непростым. Древним путешественникам не позавидуешь, но чем сложнее предприятие, тем интереснее может получиться ваша история. Когда ваши герои, наконец, достигнут цели, победа будет слаще, потому что в пути им придется карабкаться опасными горными тропами, брести навстречу снежной буре, сражаться с разбойниками и местными тиранами и лечиться от дизентерии.

В первой части статьи:

Почему люди путешествовали по суше?

Хорошие дороги были редкостью

Охранять дороги было сложно

Путешественники редко ночевали на постоялых дворах

Люди часто путешествовали на своих двоих

С животными было много возни

 

 

Добавить комментарий