Как создать очаровательного злодея

Как создать харизматичного, запоминающегося злодея, которого будут обожать читатели.

(Хочется как-нибудь создать такого, а не рядового властного мерзавца, который на деле редко оказывается обаятельным. Раскопала и перевела статью Криса Винкла, может, окажется полезной)

Сделайте злодея крутым и умным

Сложно ненавидеть злодея, у которого есть стиль. Если негодяй одет с иголочки, использует удивительные гаджеты, и сыплет направо и налево короткими, остроумными фразами, ваши читатели его полюбят. Хрестоматийные примеры таких злодеев — Дарт Вейдер и Джокер.

Однако все будет напрасно, если ваш злодей облажается. Например, оставит героя в живых, когда тот был в его руках; если злодея постоянно предают приспешники; если он совершает промах за промахом.

Дарт Вейдер — харизматичный, сильный злодей, потому что ухитряется победить двух важных персонажей и взять героев в плен. А вот в приквеле к “Звездным войнам” есть несколько злодеев, которые на первый взгляд кажутся крутыми, но на деле ничего не достигают и оказываются пустышками.

Помогите читателям понять вашего злодея

Чем чаще читатели могут “услышать” мысли злодея, тем скорее они начнут отождествлять себя с ним или относится к нему, как к другу. Здесь работает такой эффект: кажется, что злодей поверяет читателю свои зловещие тайны.

Если часть повествования идет от лица злодея, эффект будет сильнее. В противном случае можно использовать других персонажей. Например, ваш герой может пожелать понять мотивы злодея, и будет много об этом размышлять. Или герой когда-то был закадычным другом злодея, хорошо его знает, и теперь объясняет сторонникам ход его мыслей. Или злодей — “двойник” героя. В свое время он выбрал темный путь, когда герой выбрал светлый, как, например, Дарт Ведйер и Люк Скайуокер.

Не забывайте, что раскрытие внутреннего мира злодея срывает с него покров тайны и лишает загадочности. Это хороший ход, если, например, дальше по сюжету ваш злодей превратится в героя. Однако если вы хотите, чтобы ваш злодей оставался страшным и загадочным, прибегать к такому приему не стоит.

Наделите злодея сильными моральными качествами

Даже если ваш злодей любит на досуге расчленять людей, это вовсе не значит, что он нарушает обещания, обижает детей или не способен искренне любить.

У многих злодеев есть кошечки (хомячки, собачки…), но при этом они обращаются к ним в зловеще-комичной манере: «Скоро, моя кисонька, ты сможешь вдоволь налакаться крови невинных жертв!»

Сильные моральные качества очень важны для злодея-экстремиста, который творит нехорошие дела из лучших побуждений. Если он полагает, что действует правильно и на благо других, подкрепите это высокоморальными поступками. Например, он может жертвовать деньги на благотворительность, или бороться за какое-то правое дело.

Придумайте для злодея трагическое прошлое

Читатели многое простят вашему злодею, если будут знать о его страданиях. Опишите ужасное прошлое, которое заставило злодея когда-то встать на скользкую дорожку (пример: Магнето из мира “Людей Х” во время Второй Мировой войны попал в концентрационный лагерь. Неудивительно, что для защиты мутантов он прибегает к радикальным мерам).

Подробный рассказ об ужасных обстоятельствах вызовет у читателя сочувствие. Покажите, как эти обстоятельства изменили характер персонажа, как ввергли его в отчаяние, и читатель поймет злодея лучше. Также темное прошлое злодея само по себе может стать интересной загадкой, которую предстоит решить герою.

Если ваш злодей — ужасный, кровожадный маньяк, придумайте для него подходящее прошлое, и читатель отнесется к злодею благосклонно. Например, в фильме ужасов “Кэндимен” рассказывается история призрачного маньяка.

Кэндимэн был сыном бывшего раба, разбогатевшего после Гражданской войны. У юноши был талант художника, так что один землевладелец попросил его нарисовать портрет его дочери. Кэндимэн и дочь богача полюбили друг друга, что, однако не входило в планы отца. Тот заплатил погромщикам, и те сперва отрезали юноше руку, а затем бросили его тело на пасеке, предварительно смазав его тело медом. От пчелиных укусов Кэндимэн умер. После этого его тело сожгли на костре, а пепел развеяли на месте.

Такой прием используется во многих фильмах и книгах ужасов для создания соответствующей атмосферы.

Наделите злодея крепкой мотивацией

Причина, по которой ваш персонаж сделал неправильный выбор, куда важнее самого выбора. Если ваш читатель решит, что в похожей ситуации он поступил бы точно так же, вы добились своего.

Крепкая мотивация — отличный способ заставить читателя сопереживать злодею, который думает, что цель оправдывает средства. Злодей может осознавать, что поступает не лучшим способом. Большинство людей оправдывают месть, даже когда местью ничего исправить уже нельзя.

Тем не менее, постарайтесь, чтобы избранная вашим злодеем месть была соразмерна страданиям, которые он перенес.

Например, читателям сложно понять желание разрушить мир до основания, чтобы затем на его останках построить новый, лучший мир. Или стремление злодея отомстить невинным потомкам своего обидчика.

Если в вашем сюжете нет четко плохих и хороших, правильная мотивация обогатит вашу книгу. Покажите читателям неожиданные хорошие стороны и преимущества ужасных поступков вашего злодея.

Сделайте вашего злодея неудачником

Неудачники и жертвы обстоятельств могут вызвать сочувствие, особенно если их поступки основываются на чистом, незамутненном эгоизме. Читатель станет сопереживать незавидной судьбе неудачника, даже если он станет закоренелым злодеем. Пример: Пингвин из Готэм-сити (комикс и фильм “Бэтмен”).

Злодеи-неудачники не представляют большой угрозы, но лишь на первый взгляд. Вы можете придумать жалкого злодея-неудачника, который развернется в полную силу во второй части вашей книги. Покажите, как ему достается от обидчиков, как он сражается с ними, и когда он, наконец, станет большим плохим парнем, ваши читатели нежно к нему привяжутся. Если у вас в книге уже есть главный злодей, второй злодей-неудачник может стать интересным сюжетным поворотом.

Этот прием наиболее эффективен, если ваш герой и есть злодей. Ему придется преодолеть куда больше препятствий, чем обычному, сугубо положительному герою, и в сюжете будет проще поддерживать напряжение.

Еще пример жалкого злодея-неудачника: Урия Гип (“Дэвид Копперфильд”).

Не каждый злодей обязан быть очаровашкой. В некоторых историях им лучше оставаться великими и ужасными. Но с развитием сюжета в любой книге злодей мало-помалу утрачивает свою “ужасность”, и в таком случае рост симпатии к нему читателей поможет одновременно сохранить к нему интерес.

 

Как создать очаровательного злодея: 2 комментария

Добавить комментарий