Как писать стимпанк

Компиляция переводных статей с советами для писателей: идеология стимпанка, смежные жанры, архетипы персонажей, типичные сюжеты, конфликты.

PXPgMkIefq-f67lra0UEH3aQDGkyNyE58KIITV_G3I2bKDt5NRbqUQ9N2KTlYJr7RzEmv7TiEITBG9GJaY48hl4YPkG9e07ZULL5OnVCL2XCJftKgPy5q5sypH5_pMX8NOdtlVIt

Идеология стимпанка: пишем о паре, не забываем о панке или шестеренки и гогглы — это еще не стимпанк

В классическом романе в стиле стимпанк важны оба компонента, из которых складывается название жанра: пар (steam) + панк (punk).

Компонент “СТИМ-” (steam = ПАР) подразумевает антураж/сеттинг/мир, в котором широко используются технологии (реальные и рожденные фантазией автора), основанные на использовании пара. Как правило, это викторианская и эдвардианская эпоха (конец 19-го — начало 20-го вв.) и соответствующая эстетика: леди и джентльмены, корсеты, трости, хронометры, дирижабли, конные и паровые трамваи, аналитические вычислительные машины Ады Лавлейс, а также колониализм, империализм, классовое неравенство, работные дома, Джек Потрошитель, проституция, кокаиновые притоны, нищета, эксплуатация детского труда, забастовки…

Компонент “-ПАНК”. Английское слово punk имеет множество значений (например, грязь, гниль, упадок…), и в названии жанра оно подразумевает наличие в сюжете социальной сатиры, описания “грязных” сторон мира, социальных проблем, классового неравенства, протеста против сложившихся норм, несправедливости, бунтарский дух и т.д. Лучше всего суть “-панка” в названии жанра выражена в лозунге кибербанка —старшего брата стимпанка, а именно: “High technology — low life” (Высокие технологии, а жизнь дерьмо).

В классическом романе в стиле стимпанк в основе сюжета лежат следующие идеологические принципы:

  1. Культ творца (Makerism или DIY-идеология), проще, “культ самоделкиных”, самостоятельное изготовление сложных устройств, активное взаимодействие с миром механизмов. Герои стимпанк-романа умеют сами из грязи, палок и пара соорудить боевого робота или паровую картофелечистку.
  2. Изобретения и инновации (Innovention): этот идеологический компонент тесно связан с предыдущим пунктом, но с акцентом на активное развитие науки и инженерного дела. Это исследовательский дух, мечты о прогрессе и безграничных возможностях человека (типичный для романов Жюля Верна, например, или Александра Беляева). Само собой, как первый, так и второй принцип может привести к ужасным последствиям, что часто является основой конфликта в стимпанк-романе.
  3. Идеализм: идеализм и романтизм — неотъемлемые части викторианской культуры. В стимпанк-романе могут принимать не очень красивые формы: например, герой или злодей намеревается подорвать парламент, при этом искренне веря в то, что его теракт послужит на благо народу.
  4. Принцип борьбы и противодействия: как против социального порядка, так и против сложившихся норм поведения, в масштабах государства или отдельного персонажа.

Таким образом, сюжет обычно строится на базе двух конфликтов: 1) внешнем конфликте или экологической проблеме, которая вызвана или решается использованием технологий или 2) идеологическом, внутреннем социальном конфликте, который технологии обостряют или же позволяют преодолеть.

Использование технологии в любом случае является ключевым, хотя она может играть как центральную, так и периферийную роль.

Классические стимпанковские сюжеты:

  1. Изобретение, которое делает герой или пытается предотвратить
  2. Исследование, в котором герой использует технологии (дирижабли, паровые двигатели…), чтобы открыть новые страны, континенты миры…
  3. Войны, в ходе которых герои вынуждены искать средство остановить адские машины, грозящие уничтожить родную страну героев;
  4. Анархия и революция, в ходе которых герои борются с террористами или присоединяются к повстанцам, и либо используют, либо стремятся уничтожить технологии
  5. Социальные бунты, в ходе которых герои используют технологии, чтобы уничтожить культурные или социальные ограничения: расовые и религиозные, гендерные предрассудки и т.д.

IvcjNZ9b4QpT-ymlUEz5pZ_cvasdGSsUqZnanAgbYNrHOfPe-as7p7ah824EfOW24WmVhcf6eC5yw5AGEYb1zHQhY-gEct9-5S096uaIOaBTML2mFZ4LWBxiU81jXmGi4vtXwrxq

Если не хочется писать классический стимпанк: steampulp или смежные жанры

Если авторы хотят использовать антураж и эстетику стимпанка, сделать акцент на развлечении, приключениях, но не уделять внимание “панку”, говорят о таком жанре, как “steampulp” (примерно можно перевести как “легкое чтиво в стим-антураже”).

Некоторые смежные стимпанку жанры, где авторы могут обойтись без мрачного идеологического компонента стимпанка:

Альтернативная история: очень широкая категория, включающая в себя стимпанк как таковой.

Уютная научная фантастика (fireside science fiction): в таких романах викторианские леди и джентельмены попадают в разнообразные приключения, но все заканчивается хорошо, и в финале герои попивают бренди и закуривают сигары у камина (“Затерянный мир” Конан Дойля).

Фэнтези “при свете газовых фонарей” (Gaslamp fantasy) — викторианский сеттинг и эстетика в совокупности с паранормальными элементами (наподобие “Джекила и Хайда” Стивенсона)

Романтика “при свете газовых фонарей” (gaslamp romance) — то же, что и выше, но еще много секса, романтики, чулочки с подвязками на ножках леди, кубики на животе лорда, и “они жили долго и счастливо” в стим-антураже.

bFnWDUKsvUmJkgs0I3fjE0DcvsavOggy53w0Jt1wOPCw23qpGwTjzTV-EMjB40X9OfSukDTU0Tsf4ttVHZqX2Fp_sMa7wBQaEzyAUpPuU_Xexl0oiyUxfERQ_BXdqlvAQYrvIcZ3

Романтическо-приключенческая научная фантастика (scientific romance) — именно этот термин ранее использовался британцами для описания классических работ Жюля Верна

Книги о фантастических путешествиях (Voyages Extraordinaire) —тоже Жюль Верн

gUvTIbOlNL6No-VD-WJPvKwwqTy6UeBDgdG9NtQGPYvNmTV5vvM1yCt2VjSHd9Bz1MHubqhJAeEqwqDpIZpp7EZKGf4jwz92wha4HEe1hbq1r31bVujAJFIi9jK3GxtxPR4af6Xr

Дикий странный запад (Wild/Weird West) = стимпанк + вестерн (ковбои, девочки из салуна, безумные ученые и гигантские механические чудовища (пример: фильм “Дикий, дикий запад”)

Компоненты классического стимпанк-романа

Какие еще компоненты следует учесть при написании стимпанк-романа?

  1. Баланс между сеттингом и сюжетом. Не стоит увлекаться созданием мира в ущерб сюжету, но в то же время мир в стимпанк-романе должен быть проработан тщательно, так, чтобы двигать сюжет. По сути, мир/сеттинг здесь — самостоятельный персонаж, и следовать здесь нужно тому же принципу, что и при разработке персонажа: если он не важен для сюжета, без него можно обойтись! Конечно, без сеттинга в книге обойтись нельзя… но, в таком случае, можно взять классический фэнтезийный сеттинг, который не требует столь глубокой проработки.
  1. Альтернативная история. Если ваш стимпанк-мир основан на реальных исторических событиях, следует помнить, что читатель не всегда так же хорошо подкован в истории, как и автор. Желательно разграничить и показать, где в книге описаны реальные исторические факты, а где выдумка.
  1. Язык и стиль написания. Поскольку стимпанк в первую очередь подразумевает викторианский и эдвардианские периоды, рекомендуют для “погружения” в атмосферу читать авторов той эпохи: Диккенса, Достоевского, Джека Лондона, Жюля Верна, Конан Дойля… Это полезно не только в плане развития стиля и языка, но также для того, чтобы понять образ мыслей, поведение и быт людей того времени. Однако следует учесть, что язык классиков 19-го века не очень подходит для современного развлекательного жанра, поэтому опять же важен баланс и чувство меры.
  1. Технологии

Если в вашем мире используются уникальные стимпанковские механизмы или приспособления, следует учесть следующее:

  1. Стоит объяснить, почему ваш механизм уникален и не все могут ими пользоваться
  2. Стоит показать, как ваш механизм изменяет мир и движет сюжет.

Авторам бывает непросто придумать уникальный фантастический стимпанковский механизм. Для этой цели можно обратиться к истории: существует множество интересных, но забытых или не воплощенных изобретений и концепций. Лично я, как любитель всяческих старинных гаджетов, могу порекомендовать следующие ресурсы (простите, они на английском)

Сайт  Extreme Steam: Необычные паровые локомотивы

fNBNUQZiBFnDvzYoOAWfLdDawmXvS5Tnc4YC6BCCOWkjZu-qR5-nzoK6YWwfXu9hDaAy5XK81xnIs4PmMFX81vYaW12h_Oc1l8SV673Xkc-4k02cMQkx8Ljyqcbh4E-wqYcuSj_u

«Забытое оружие» — шикарный ресурс для тех, кто пишет в жанре стимпанка и альтернативной истории, и тех, кто просто любит оружие с необычным конструкторским решением. Чего только игольчатый сороказарядный цепной пистолет Гайкота 1879 года стоит!

Пример: для своей книги я придумала сферопоезд “Стальной Аспид” на основе концепции шаропоезда советского инженера Ярмольчука.

Архетипы стимпанк-персонажей

Воздушные пираты. Летают на цеппелинах, воздушных кораблях, носят длинные кожаные плащи, вооружены до зубов, злые и плохие.

fIlxLQRTnHQoCwoQojrpZWJu_3kNkxiLIy9791kIEuVoxCnbe9_l8B1KA216fhYFQ1oVUFPE4kioj0p6YLz1EKG6J_hCsAf9w9l02q5NjDM5B931y1DEwGONBg6KEKADYM4_YueO

Исследователи/искатели приключений — смело отправляются туда, куда сэр Баскервилль собак не гонял, чтобы открыть новые земли и найти несметные сокровища. Мечтатели и авантюристы.

fDNm1M4himX_F_mSmyqbCXZSKPebC4fSKOwgcev6X0zfdukxKNBztiAU8VqNnaou2JgAS9h8fNlNEKz4ETYnTfHXpYgYTuxE9dWmuz7bW9aqRJSkKIZrRArzRVdC6OC7M4Y_fO9S

Авиаторы — иногда военные или наемники. Водят цеппелины, воздушные и космические корабли. Крутые, крепкие ребята, иногда довольно галантные в противовес воздушным пиратам.

Роковая женщина/роковой денди — используют свои чары, чтобы получить, что они хотят или вести шпионскую деятельность.

Безумный ученый/изобретатель — неотъемлемый персонаж любой стимпанк-истории. Изобретает новые вещи, решает загадки и иногда что-нибудь громко взрывает.

GEjsVJ83K57UYztUsHyPn0w0wPBVerRgYMBQKzk5HivQ7Wdvgfmv9kUPvZkkhCrmJEKwneUAkCr3eR_pDEY1mxj3D9AeFPQiwEvE0nD8MUL-_HdOw3ibqpWVYhNgxUh3fXGp7s9Q

Механик/мастер на все руки — безумный ученый изобретает, а механик, как правило, ремонтирует и улучшает.

HHS__om_A7-TZ9c4QP5FlGxzMQs-Gjpthvpdudp9wuJIW78d15gIuscD1Qru-XQ_l77ugt0TNuq_wEOr5BZiBm8-g9eJhb91aEt6N3UopibTDhmGxwVMvssRT1SslbiqxxUUNX3D

Философ/ученый — книжный червь, иногда предлагает новые идеи о переустройстве мира, любит поболтать, а также любит книги больше людей.

HCzuXR4HFA3wkPB28sZdT0esPT0rnsKIhvFLAjXWMSM_VXd8_pKi9OE3jcergQZnhUlPIGAVsQWb1F3QpHU6eD_gBSQNSyhVcky9OOxEQ7TW1lfa4XRJA44wZBWm_jdoQUxib7c0

Светский лев/светская львица — образ, основанный на викторианской аристократии. Часто являются воплощением принятых в обществе норм. Многие выступают в качестве покровителей ученых, изобретателей и искателей приключений.

Уличные сорванцы — бродяжки, попрошайки и воришки. Голодные и грязные, готовые на все, чтобы выжить.

Сторонник реформ/революционер — например, суфражистки, или противники использования на фабриках детского труда, или те, кто противостоят империализму. Так или иначе, они стремятся сделать мир лучше, но не всегда мирными методами.

Перечисленные архетипы легко комбинируются и допускают кучу вариаций. Например, ученый не обязательно должен быть безумным. Это может быть криптозоолог или натуралист. Механики могут быть авиаторами, а воздушным пиратам не чужд дух реформаторства.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Источник https://steampunk.wonderhowto.com/

Источник https://ageofsteam.wordpress.com

Добавить комментарий