Бестолковый злодей и что с ним делать

Жизнь книжного злодея подчиняется шаблонам. Начиная от речи злодея и заканчивая финальной схваткой с героем, типичные поступки и образ действий злодея оттачивались и шлифовались в литературе столетиями. К несчастью, многие из устоявшихся шаблонов заставляют злодея выглядеть бестолковым и некомпетентным. Если ими злоупотребить, в сюжете пропадает напряжение, а читатель брезгливо закрывает книгу. У автора два пути: самый простой — полностью отказаться от шаблонов, но куда интереснее обыграть их по-новому.

Предлагаю вашему вниманию вольный перевод-пересказ статьи Five Tropes That Make a Villain Look Incompetent

 

Итак, пять основных “злодейских” шаблонов и новые пути их использования.

  1. Злодей оставляет героя в живых

Итак, злодей решает не пачкать руки о вашего героя. Может он считает, что этот слабак не представляет никакой угрозы. Или же полагает, что убить героя — слишком милосердно. Лучше оставить героя помучиться, чтобы окончательно сокрушить его дух. В любом случае, злодей может убить героя, но зачем-то отпускает его подобру-поздорову.

Читатели сразу смекают, что к чему. Ясное дело, герой в конце концов победит злодея, а раз злодей в свое время упустил шанс, он выглядит недальновидным дурачком.

Как обыграть этот шаблон

Большинство историй закончились бы, толком не начавшись, если бы злодей расправился с героем при первой возможности, так что это шаблон имеет право на существование. Главное, дать понять, что злодею нет необходимости убивать героя. Если сделать все правильно, то угроза, которую представляет злодей, станет весомее. Другой полезный прием — показать, что у злодея есть серьезная причина, по которой герой нужен ему живым. Например, злодей надеется в конце концов склонить героя на свою сторону, чтобы воспользоваться его силой для своих темных целей.

Постарайтесь намекнуть, каким образом герой сумеет в конце концов восторжествовать над могущественным врагом, иначе любители хэппи-эндов могут решить, что хорошие парни обречены на неудачу, и забросят книгу. Читатели-реалисты могут возмутится, что своей победе герой обязан роялю из кустов.

2. Злодей зациклился на главном герое

Главный злодей — чрезвычайно занятый человек и гений тайм-менеджмента. У него всегда куча планов. Удивительно, как он все успевает сделать, если учесть, что при этом все его мысли заняты главным героем.

Например, злодей во что бы то ни стало хочет победить главгероя в схватке один-на-один, или пытается переманить его на свою сторону, хотя ему и без того есть чем заняться.

Иногда злодей ни о чем другом говорить не может. Только и повторяет на все лады, как он люто ненавидит главного героя и какой он ужасный человек, даже если герой не устроил злодею никакой мало-мальски серьезной подляны.

Такого злодея сложно воспринимать всерьез. Он больше похож на преданного фаната главгероя, а не его противника.

Как обыграть этот шаблон

Если злодей зациклен на главном герое, его мотивация должна быть серьезной. Стоит показать ее, как одержимость, часть характера злодея. Возможно злодей винит героя в смерти любимой, или не может забыть ужасного унижения. Виновен в этом герой или нет — другой вопрос. Главное, злодей в это верит. Герой может символизировать собой все, что ненавидит злодей: честность, доброту, искренность…

Эта одержимость должна быть прямо связана с целями злодея, а не отвлекать его от них.

3. Злодей рассказывает о своем плане

“Прежде чем я убью вас, мистер Бонд, я расскажу вам все…”

Все знают, что этот шаблон набил оскомину, но его популярность не падает. А все потому, что таким образом автор может держать план злодея в секрете до последнего момента и тем самым поддерживать интерес читателя. Когда читатель не знает, что именно припас злодей, он воображает самое страшное, то, что пугает его самого — именно так создается эмоциональная привязка. Но как только план злодея становится известен, он уже не кажется настолько ужасным.

Именно поэтому автор приберегает саморазоблачение напоследок. Если автор понимает, что следует шаблону, он сочиняет интересный, живой диалог и использует приемы отвлечения внимания. Иногда это срабатывает, и тогда читатель не задается вопросом — с чего это вдруг злодея прохватил словесный понос и он начинает выкладывать важную информацию вместо того, чтобы поскорее разделаться с героем.

Как обыграть это шаблон

Ладно, пусть злодей выложит свой план — но сделать он это должен тогда, когда полагает это абсолютно безопасным. Нет-нет, момент, когда он собирается убить героя не подойдет.

Логичнее, если он раскроет душу перед тем, кому полностью доверяет и кого не считает своим врагом. Например, другу, который на самом деле шпионит на главгероя. Или даже главгерою, если тот знает, каким образом вытащить нужную информацию. Например, он может переодеться барменом в любимой забегаловке злодея, напоить его и затем разговорить по пьяни.

4. Злодей выглядит слишком по-злодейски

Носит черное. Зализывает волосы. Зловеще ухмыляется. Покрывает тело татуировками. У него словно на лбу написано: “Я — злодей”, но, похоже, герой слеп или до крайности наивен, и продолжает верить, что внешность — не главное, а внутренний мир злодея светл и прекрасен.

Иногда дело даже не во внешнем виде, а в том, что злодей говорит. Каждая его фраза звучит настолько по-злодейски, что это вызывает смех.

Он даже притворятся толком не умеет.

Конечно, автору хочется, чтобы злодей как-то выделялся из толпы прочих персонажей, однако негодяй будет выглядеть куда достовернее, если автор не станет делать его последним психом.

 Как обыграть это шаблон

Злодей может не стесняться и быть самим собой в окружении тех, кто разделяет его убеждения. Например, он может с облегчением снять джинсы и пуховик и натянуть черный плащ с красным подкладом в своем тайном убежище среди верных слуг. Либо он может следовать принятой среди злодеев моде, когда ему незачем скрывать свою злодейскую натуру перед героем, потому что тот и так знает его, как облупленного.

Пусть, в конце концов, берет пример с сенатора Палпатина из первых частей “Звездных войн”.

5. Злодей убивает своих приспешников

Помощник злодея не справляется с важным заданием, злодей крайне недоволен и показательно убивает помощника излюбленным жутким способом. Видите ли, все злодеи обладают тонкой душевной организацией и крайне болезненно переживают неудачи, даже не задумываясь, что такой способ показать недовольство в конечном итоге обязательно выйдет им боком.

Злодей, который убивает своих приспешников, бестолков по ряду причин. Во-первых, все могут ошибаться. Если злодей решит раз за разом расправляться со всеми, кто допустил ошибку, скоро он останется один-одинешенек. Во-вторых, несправедливая расправа наверняка не лучшим образом скажется на преданности остальных приспешников. Кто захочет работать на босса-самодура? И, наконец, злодей облегчает герою жизнь, собственноручно сокращая количество его врагов. В результате градус напряжения вашей истории падает.

Как обыграть это шаблон

Можно показать, что приспешников у злодея — как собак нерезаных, и все мечтают друг друга подсидеть. Таким образом, на место убитого ротозея злодей немедленно поставит кого-то еще. Подобной менеджерской стратегии, например, придерживались Дарт Вейдер и Тот-Кого-Нельзя-Называть. Надо отметить, в таком радикальном подходе есть здравое зерно — на позиции ближайших подручных вскоре выйдут самые способные. Однако автору следует подчеркнуть, что главное достоинство карьеристов — не их сверхчеловеческие способности, а хорошие управленческие навыки: умение справляться со стрессом, лидерские качества, умение организовывать и выполнять сложные злодейские проекты в рамках строгого дедлайна и т.д. и т.п.

Кроме того, нужно показать, что приспешник злодея действительно совершил глупый или неправильный поступок. Если приспешник потерпит неудачу и понесет наказание только из-за стечения непреодолимых обстоятельств, злодей в своем гневе покажется некомпетентным.

Также убийство злодеем приспешника можно использовать, чтобы показать, что злодей семимильными шагами идет к своему концу, не владеет собой и полностью съехал с катушек. Лучше всего это сделать к концу книги, когда злодей достигнет таких вершин злодейства, что его приспешник больше не захочет его поддерживать. Особенно хорошо работает этот прием, когда ваш злодей вызывает симпатию читателя. Отказ приспешника поддерживать своего босса можно показать как возможность искупления для злодея, последний шанс одуматься, но злодей отказывается от этой возможности и убивает своего сторонника.

 

Компетентный злодей — крайне важный элемент вашей истории, потому что злодей — главный источник трудностей, что закаляют и формируют характер героя. Если злодей бестолковый и шаблонный, путь героя оказывается слишком гладким, а история становится скучной. В то же время, полностью отказываться от шаблонов не стоит; вместо этого их можно повернуть так, чтобы ваша история стала намного интереснее.

И БОНУС — вольный пересказ-перевод статьи Five Questions to Ask About Your Villain’s Master Plan

Также ваш злодей может выглядеть некомпетентным, если вы не снабдите его крепко продуманным планом. План злодея двигает сюжет и подогревает читательские ожидания. Что произойдет, если злодей одолеет героя? Когда вы продумываете план злодея, задайте себе следующие пять вопросов:

1. Что мешает злодею реализовать свой план?

Если цель злодея состоит не только в том, чтобы осложнить жизнь главгероя, нужно придумать, что именно мешает злодею осуществить свой план в первой же главе книги. Увы, во многих хороших книгах плохие парни кажутся совершенно инертными, если главгерой не болтается где-то поблизости.

Что может заставить злодея мешкать? Например, время. Скажем, Зелье Апокалипсиса должно настояться пару месяцев, чтобы обрести нужную крепость. Однако куда интереснее, если злодей не будет сидеть все это время сложа руки, а оторвет свой злодейский зад от черного-черного трона и отправится творить пакости, чтобы герою жизнь не казалась медом. Злодею может понадобиться раздобыть несколько важных артефактов для активации зелья, либо устранить отряд Хранителей. А это значит, злодею придется действовать с самой первой страницы. Таким образом, вы постепенно увеличиваете градус напряжения и добавляете в сюжет капельку тайны.

2. Зачем злодей затеял свое дело?

Мотивация злодея крайне важна и должна лечь в основу его плана. Мотивация может даже вызывать сочувствие читателей и эмоциональную привязку к злодею.

3. Что злодей получит в итоге?

Представьте себе, что герой погиб, и план злодея осуществился без сучка и без задоринки. И что тогда произойдет? Злодей получит то, что хотел? А если все выйдет не так, как задумал злодей? Автор продумал этот момент или обошел его вниманием? Очень часто авторы разрабатывают первую идею, которая приходит им в голову, однако внимательный читатель может сразу разглядеть ее слабые стороны.

Пример неудачной идеи: фильм “Темный рыцарь: Возрождение легенды”. Бэйн хочет захватить Готэм… но зачем? То ли отомстить Бэтмену, то ли выполнить план Ра’с аль Гула, то ли и то и другое вместе, но все это кажется крайне неубедительным.

Чтобы разработать план злодея, автору необязательно быть преступным гением. Достаточно учесть все факторы и их взаимодействие, когда план будет завершен. Можно попросить друзей оценить ваш план.

4. Как герой сможет остановить злодея?

Если ваш злодей — умница, то как же герой сможет его перехитрить? Ответ на этот вопрос нужно подсказать в самом начале книги. Нельзя дать читателям надеяться лишь на слепое везение и мужество вашего героя. Если с самого начала книги у читателей создается впечатление, что и героя нет никаких шансов, они могут отложить книгу, предчувствуя печальный конец. Дайте читателям надежду, и в первых главах намекните на способ одолеть злодея, чтобы в последних главах не пришлось вытаскивать из пышных кустов бузины рояль фирмы «Якоб Беккер».

Например, у героя могут быть какие-то сверхспособности, нужные друзья или нестандартный способ мышления.

5. Почему только герой может остановить злодея?

Именно он должен стать главной силой, которая одолеет зло. Это не всегда просто сделать, особенно если в вашем мире полиция не пренебрегает своими обязанностями. Конечно, если ваш герой, например, единственный волшебник на весь округ, населенный обычными людьми, проблем нет. В противном случае обоснование следует дать в самом начале книги, “встроить” его в сюжет.

 

Планом злодея нельзя пренебрегать. Злодеи — двигатель драматической составляющей вашей книги, поэтому ее успех может зависеть от того, насколько план злодея придется по вкусу читателям.

Добавить комментарий